Оригинал взят у shubinskiy в Белое и рыжее
Кажется, Феллини принадлежит идея разделения всех людей на «белых клоунов» и «рыжих клоунов». Во всяком случае, я вычитал ее в каком-то интервью Феллини.
Рыжий клоун – Арлекин. Не обязательно хохотун, но обязательно – не боящийся попасть в смешное, несолидное положение. Именно этого больше смерти боится белый клоун, Пьеро.

Добродетели Белого Клоуна – «серьезность и честь». Он готов до последней капли крови отстаивать достоинство не только свое лично, но и своих жизненных ценностей. Он полон ответственности. Он верен слову.
Добродетели Рыжего Клоуна – доброжелательность, отвращение к ложному пафосу, высокое простодушие, умение смеяться над собой, видеть и ценить «чужое».
Пороки Белого Клоуна – надутая важность, высокомерие, фанатизм, занудство, злопамятность.
Пороки Рыжего Клоуна – легкомыслие, тщеславие, детская обидчивость, непоследовательность, необязательность.
Феллини себя относил к «рыжим», Антониони к «белым». Гитлера к «белым», Муссолини к «рыжим». Фрейда к «рыжим», Юнга к «белым».

Как это проецируется на русскую литературу?
Наш главный «рыжий» - Пушкин. (Но умер он «белой» смертью, на поединке чести, от руки «белого человека»).
Самый «белый» из русских классиков – Толстой.
Гоголь – «рыжий», попытавшийся «побелеть», с трагическими последствиями.
Чехов – «рыжий», Бунин – «белый».
Достоевский? А ведь в конечном итоге – «рыжий»…
Набоков и Платонов оба «белые».
Андрей Белый – «рыжий». Блок – «белый».
Ахматова и Цветаева – белые клоунессы.
Рыжая клоунесса – Елена Шварц.
Мандельштам был типичным «рыжим» по складу, но полжизни пытался быть «белым». Потом оставил эти попытки – и в этот момент стал по-настоящему гением. Пастернак, наоборот, «белый», старавшийся жить, писать и думать «по-рыжему».
Рыжеволосый Бродский – белейший из белых клоунов.
Клюев и Кузмин «рыжие». (Видимо, рыжий цвет лучше сочетается с голубым. Хотя патетический эстет Уайльд был одним из белейших белых клоунов в мировой словесности).
Хлебников «белый», Маяковский «рыжий». Есенин «белый», как ни странно, просто бесхарактерный «белый».
«Рыжими» людьми и писателями были, конечно, Розанов, Зощенко, Хармс, Олег Григорьев, Венедикт Ерофеев.

Интересно, что белые клоуны предпочитают в общении рыжих (это я знаю по себе, я «белый»). Поскольку белый клоун часто обладает чувством юмора (но только по отношению к другим), другой «белый» может показаться ему смешным. Как, скажем, Гумилев Ходасевичу. И, не исключено, Ходасевич Гумилеву. Опять-таки, два «рыжих» часто друг друга не переваривают…

Самое интересное, что бытовой образ человека и индивидуальность поэта могут в этом смысле не совпадать. Заболоцкий всю жизнь был очень «белым» человеком, быть другим не пытался, но ранние и лучшие его стихи совершенно «рыжие». Та же ситуация с Аронзоном, который считал Заболоцкого своим учителем. Наоборот, Кривулин был скорее «рыжим» человеком – насмешником, рассказчиком-краснобаем, в каких-то случаях авантюристом – но стопроцентно «белым» поэтом.




@темы: Интересно, Заметки, полезное